Изучив данную информацию, мы сможете вовремя распознать нарушения речевого развития у Вашего ребенка, что очень важно, так как именно ранняя диагностика и ранняя коррекция нарушений речи помогут ребенку не отставать от сверстников, быть успешным в детском саду и школе.
В норме сразу после рождения у ребенка появляется крик - первая голосовая реакция. Крик является сигналом о неблагополучии. У ребенка появляются крики «голода» и «боли».
К крикам «голода» и «боли» добавляется крик «одиночества». Средством различения криков служат компоненты интонации – изменения мелодики, громкости, модуляции голоса.
Появляется гуление: ребенок непроизвольно произносит различные звуки (А, У, О, Э, Г, М, К, Х).
Звуки, которые произносит ребенок разнообразные. Ребенок бессознательно начинает подражать речи взрослого, в первую очередь ее интонационной и ритмической стороне.
Младенец реагирует на интонацию взрослого, старается повторить её. Общение со взрослыми посредством интонации и мимики.
Появляется лепет: поток звуков, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги. Ребенок произносит различные слоги: ма, па, ба, га, кэ, гу и т.д. Его лепет разнообразен.
Лепет усложняется: ребенок сосредоточенно слушает сам себя и подолгу повторяет один и тот же открытый слог, который он только что произнес (ба-ба-ба-ба, ва-ва-ва, га-га-га).
Ребенок слушает свою речь, речь взрослых, пытается подражать. У него имеются интонация удовольствия, интонация радости.
Расцвет лепета: ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного и того же слога по типу: «ба-ба», «ма-ма» – это псевдослова, так как ребенок не соотносит этот звуковой комплекс с реальным предметом, хотя ребенок произносит их достаточно четко.
Ребенок внимательнее относится к движениям и действиям взрослого, направленным на общение с ним, стараясь понять их значение.
У ребенка имеются интонация удовольствия, интонация радости. Появление интонации просьбы.
Формируется понимание речи.
Ребенок общается с помощью эмоциональной интонации. Какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Ребенок отличает по признакам голоса «своих» и «чужих».
К году ребенок использует 9 слов.
С 1 года 3 месяцев ребенок использует в своей речи слова, которые подразумевают целые предложения (ребенок произносит «мама», показывая на сок, что подразумевает «мама дай сок»). Также ребенок правильно произносит гласные звуки ([а], [у], [о], [и]) и согласные звуки: ([к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т’], [д’], [н’], [j`]).
С 1 года 8 месяцев появляются фразы из двух и более слов (Например, мама дай).
Ребенок правильно произносит все гласные звуки и следующие согласные: ([к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т’], [д’], [н’], [j`], [н], [т], [д], [в], [в’], [ф], [ф’], [х], [х’]).
Ребенок может ответить на простые ситуативные вопросы.
В 2 года ребенок способен безошибочно (правильно произнося все звуки) по просьбе повторять за Вами слоги (ма, бу, на, гэ) и слова из двух слогов (мама, папа, баба, дядя, тетя, утя). А в 2,5 года способен безошибочно повторять слова из 3 слогов (бананы, панама, букеты).
Ребенок изменяет слова для связи слов в предложении, но не использует союзы и предлоги. Например, «мама, дай машину», «ляля упала», «нет котика».
Характерен более медленный темп речи по отношению к темпу речи взрослых.
У ребенка появляются повествовательная, восклицательная, вопросительная интонации и интонация перечисления.
Ребенок правильно произносит все гласные звуки и следующие согласные: ([к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т’], [д’], [н’], [j`], [н], [т], [д], [в], [в’], [ф], [ф’], [х], [х’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]).
Ребенок может отвечать на вопросы.
Ребенок в речи использует развернутую фразу, употребляет союзы и предлоги. Ребенок допускает ошибки при построении предложений – это нормально.
Ребенок безошибочно называет окружающие его предметы (игрушки, посуду, одежду и др.), а также использует в речи глаголы, обозначающие повседневные бытовые действия. Ребенок может допускать ошибки при назывании качества предмета (цвета, формы, размера).
Ребенок не пропускает слоги, не переставляет их местами в знакомых словах.
Ребенок может пересказать простой текст из 4-6 предложений.
Характерен более медленный темп речи по отношению к темпу речи взрослых.
Ребенок использует повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации и интонацию перечисления.
Ребенок правильно произносит все гласные звуки и следующие согласные: ([к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т’], [д’], [н’], [j`], [н], [т], [д], [в], [в’], [ф], [ф’], [х], [х’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч]). Т.е. все звуки кроме [л], [л’], [р], [р’].
Ребенок в речи использует развернутую фразу, употребляет союзы и предлоги.
Ребенок не пропускает слоги, не переставляет их местами даже в малознакомых словах.
Ребенок безошибочно называет предметы (игрушки, посуду, одежду, растения, животных и др.), использует в речи большое количество глаголов, способен описать качества предметов (величина, цвет, форма). Использует в речи обобщающие слова (животные, ягоды, фрукты).
Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи наречия - для обозначения временных и пространственных отношений.
Ребенок может не только пересказать текст, но и самостоятельно составить рассказ по картине, серии картин.
Ребенок различает все звуки родного языка. Предлагаем следующее задание: «Хлопни, когда услышишь звук С: С, Ш, Ж, С, С, Щ, З, Ц, С, С».
У него сформирован элементарный фонематический анализ: он может назвать первый звук в следующих словах: астра, осень, искры.
Характерен более медленный темп речи по отношению к темпу речи взрослых.
Ребенок использует повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации и интонацию перечисления.
Ребенок правильно произносит все звуки родного языка.
Ребенок в речи использует развернутую фразу, безошибочно употребляет все союзы и предлоги.
Ребенок не пропускает слоги, не переставляет их местами даже в малознакомых словах.
Ребенок безошибочно называет все предметы, их действия, способен описать качества предметов (величина, цвет, форма). Использует в речи обобщающие слова (животные, ягоды, фрукты), слова с абстрактным и переносным значением.
Ребенок может пересказать текст, самостоятельно составить рассказ по картине, серии картин, на заданную тему.
Ребенок различает все звуки родного языка. Предлагаем следующее задание: «Хлопни, когда услышишь звук С: С, Ш, Ж, С, С, Щ, З, Ц, С, С».
У него сформирован элементарный фонематический анализ: он может назвать первый звук в следующих словах: астра, осень, искры.
Интонация, темп, ритм речи соответствуют взрослым.
Ребенок правильно произносит все звуки родного языка.
Ребенок в речи использует развернутую фразу, безошибочно употребляет все союзы и предлоги.
Ребенок не пропускает слоги, не переставляет их местами даже в малознакомых словах.
Ребенок безошибочно называет все предметы, их действия, способен описать качества предметов (величина, цвет, форма). Использует в речи обобщающие слова (животные, ягоды, фрукты), слова с абстрактным и переносным значением.
Ребенок может пересказать текст, самостоятельно составить рассказ по картине, серии картин, на заданную тему.
У него сформирован сложный фонематический анализ: он может последовательно назвать все звуки в словах (какой первый звук в слове трамвай? А второй? И так далее)
У него сформирован фонематический синтез: он может назвать слово, предъявленное ему по звукам: м…а…ль…и…н…а… .
У него накоплены фонематические представления: ребенок может припомнить и назвать слова на определенный звук (назови 5 слов, которые начинаются на звук ЛЬ).
Интонация, темп, ритм речи соответствуют взрослым.
I'm Logo.ru